Как разрулить конфликт и не поссориться

Про решение проблем и уважение к собеседнику.

Любой мой конфликт заканчивался плохо. Если собеседник был слабее, я беспощадно давил чувака, и потом он со мной не общался. Если сильнее — чувак давил меня, и я больше с ним не общался. Я постоянно переживал и нервничал из-за конфликтов.

В какой-то момент я устал играть в эти игры, прочитал пару книжек, попрактиковался и теперь разруливаю большинство конфликтов без стресса.

Рассказываю, что мне помогло. Но сначала теория.

Откуда берется конфликт

Олег решил отметить день рождения в караоке и забронировал зал за 2 месяца. Через месяц он передумал и хочет отменить бронь. Владелец караоке Василий не хочет возвращать деньги. Олег не понимает, в чем проблема, ведь он предупреждает за месяц:

Начало конфликта Василия и Олега

Начало конфликта Василия и Олега

У ребят возникла проблема, и каждый предлагает свое решение. Конфликт возник в тот момент, когда Олег понял, что решение Василия не принесет ему выгоды.

Проблема + несовпадающие по выгоде решения = конфликт.

Когда заканчивается конфликт

Исход конфликта Василия и Олега простой — либо Василий отдает деньги, либо оставляет.

Если Василий оставляет деньги себе, то Олег будет расстроен. Он больше никогда не снимет зал в этом караоке и расскажет друзьям, чтобы они туда не ходили.

Василий не отдает деньги.

Василий не отдает деньги.

Если Василий отдаст деньги, то будет думать, что его надурили и в следующий раз не будет работать с Олегом.

Олег получает деньги.

Олег получает деньги.

В любом случае, отношения испорчены. У обоих была неприятная беседа, по итогу которой они больше никогда не будут работать вместе.

Допустим, Василий оставил деньги. Для него конфликт теперь исчерпан, ведь он решил проблему с выгодой для себя.

Получается, что конфликт заканчивается в момент, когда человек получает то, что хотел.

Как закончить конфликт без обид

Я за компромиссы — мне неприятно, когда по итогу спора один из собеседников остается в минусе. Чтобы прийти к компромиссу, нужно, чтобы оба собеседника получили свою выгоду.

Чтобы человек пошел на компромисс, нужно отнестись к нему с заботой и уважением: признать свои ошибки, не давить, не обманывать и постараться помочь.

Для компромисса я делаю два шага.

Узнать, в чем выгода

Сначала надо узнать, что человек хочет получить по исходу конфликта. Скорее всего, он так сразу и не скажет, ведь ситуация стрессовая и человек просто может вам не доверять. Если не давить, а предложить помощь, то человек расслабится и охотнее расскажет, в чем дело.

  • — Слушай, а почему ты решил увольняться?
  • — Да вот, решил так.
  • — Ты пойми, если тебя что-то не устраивает, я могу это поправить. Что я могу для тебя сделать?
  • — Ну чувак, мне ехать до работы 3 часа, как ты тут поможешь?

Если не знаете, чего хочет собеседник, не додумывайте — просто спросите.

Помочь решить проблему, не нарушив своих интересов

Помочь человеку легко. Сложно помочь так, чтобы самому получить выгоду. Но если знать, чего он хочет, думается легче.

  • — Ну чувак, мне ехать до работы 3 часа, как ты тут поможешь?
  • — Офис не перенесу, но могу предложить удаленную работу 3 раза в неделю. Что скажешь?
  • — Ок, это круто! Кстати, еще меня не устраивает зарплата.
  • — Хм… Возьмешь стажера — подниму.

Сотрудник получает, что хочет, начальник не теряет сотрудника. Начальник не решил проблему полностью, но проявил заботу и подумал, как решить вопрос хотя бы частично. А ведь могло быть и по-другому:

  • — Ну чувак, мне ехать до работы 3 часа, как ты тут поможешь?
  • — Смешно! Может, мы к вам домой будем ездить, ваше величество?
  • — Еще меня не устраивает зарплата.
  • — Петя, ты охренел?! Забыл, в каких условиях работаешь? Ты забыл, что мы тебя из стажера вырастили? Ты, считай, был на бесплатном обучении! Давай, иди работай и не мямли!

Мне кажется, что даже если сотрудник уйдет из компании, обоим полезно остаться в хороших отношениях: сотрудник порекомендует знакомых в команду начальника, а начальник сможет поработать с сотрудником в будущем.

Чтобы сохранить отношения, подумайте, как решить проблему собеседника

Бывает, что в голову ничего не лезет и решение не придумывается. Тогда я сам спрашиваю собеседника, как нам обоим выйти в плюс. Главное правило — не задавать закрытых вопросов.

Закрытый вопрос — это тот, на который отвечают либо да, либо нет. Если владелец караоке Василий ответит нет, то Олегу будет сложнее продолжить общение:

Закрытый вопрос не располагает.

Закрытый вопрос не располагает.

Открытый вопрос направлен, чтобы придумать варианты решения:

Открытый вопрос располагет.

Открытый вопрос располагет.

Открытый вопрос — не волшебная таблетка, собеседник может отказать. Но шансы на поиск компромисса повышаются.

При компромиссе собеседники не получают того, что хотели изначально: Олег получит деньги, но как только найдется новый клиент. Василий не потеряет предоплату, но и не получит деньги нового клиента.

Но хорошие отношения сохранены, стресса нет, интересы обоих соблюдены. Они смогут общаться дальше, так как конфликт разрулен, переживать не о чем. Если смотреть вдолгую, то хорошие отношения важнее сиюминутной выгоды.

Главное правило разруливания

Чтобы все сработало, нужно действительно относиться к человеку с уважением и реально хотеть ему помочь. Фальшь моментально считывается, отталкивает и раздражает.

Нельзя прикинуться заботливым, навязывать псевдовыгоду и манипулировать. Человек сразу поймет, что его обманывают. С манипуляторами всегда что-то не так: они говорят штампами, и в них не чувствуется искренности. С такими людьми не хочется говорить, не то что работать.

Конечно, получаться будет не всегда. Может человек будет не в настроении, а может он принципиально не идет на компромисс. Но разговор с позиции уважения всегда повышает шансы на разруливание конфликта без ссоры.

Иногда люди закрываются и не рассказывают настоящих проблем. С такими не получится прийти к компромиссу, потому что наши решения не решают их настоящую проблему. В таком случае, я забиваю и не переживаю, потому что я сделал все, что мог.

Как разрулить конфликт и не поссориться

  1. Узнать, какую выгоду хочет получить собеседник.
  2. Придумать решение, при котором вы оба в плюсе.
  3. Если придумать не удается, спросить у собеседника, как вам обоим выйти в плюс.
  4. Помогать, но не нарушать своих интересов.