Как разрулить конфликт и не поссориться
Любой мой конфликт заканчивался плохо. Если собеседник был слабее, я беспощадно давил чувака, и потом он со мной не общался. Если сильнее — чувак давил меня, и я больше с ним не общался. Я постоянно переживал и нервничал из-за конфликтов.
В какой-то момент я устал играть в эти игры, прочитал пару книжек, попрактиковался и теперь разруливаю большинство конфликтов без стресса.
Рассказываю, что мне помогло. Но сначала теория.
Откуда берется конфликт
Олег решил отметить день рождения в караоке и забронировал зал за 2 месяца. Через месяц он передумал и хочет отменить бронь. Владелец караоке Василий не хочет возвращать деньги. Олег не понимает, в чем проблема, ведь он предупреждает за месяц:
Начало конфликта Василия и ОлегаУ ребят возникла проблема, и каждый предлагает свое решение. Конфликт возник в тот момент, когда Олег понял, что решение Василия не принесет ему выгоды.
Проблема + несовпадающие по выгоде решения = конфликт.
Когда заканчивается конфликт
Исход конфликта Василия и Олега простой — либо Василий отдает деньги, либо оставляет.
Если Василий оставляет деньги себе, то Олег будет расстроен. Он больше никогда не снимет зал в этом караоке и расскажет друзьям, чтобы они туда не ходили.
Василий не отдает деньги.Если Василий отдаст деньги, то будет думать, что его надурили и в следующий раз не будет работать с Олегом.
Олег получает деньги.В любом случае, отношения испорчены. У обоих была неприятная беседа, по итогу которой они больше никогда не будут работать вместе.
Допустим, Василий оставил деньги. Для него конфликт теперь исчерпан, ведь он решил проблему с выгодой для себя.
Получается, что конфликт заканчивается в момент, когда человек получает то, что хотел.
Как закончить конфликт без обид
Я за компромиссы — мне неприятно, когда по итогу спора один из собеседников остается в минусе. Чтобы прийти к компромиссу, нужно, чтобы оба собеседника получили свою выгоду.
Чтобы человек пошел на компромисс, нужно отнестись к нему с заботой и уважением: признать свои ошибки, не давить, не обманывать и постараться помочь.
Для компромисса я делаю два шага.
Узнать, в чем выгода
Сначала надо узнать, что человек хочет получить по исходу конфликта. Скорее всего, он так сразу и не скажет, ведь ситуация стрессовая и человек просто может вам не доверять. Если не давить, а предложить помощь, то человек расслабится и охотнее расскажет, в чем дело.
- — Слушай, а почему ты решил увольняться?
- — Да вот, решил так.
- — Ты пойми, если тебя что-то не устраивает, я могу это поправить. Что я могу для тебя сделать?
- — Ну чувак, мне ехать до работы 3 часа, как ты тут поможешь?
Если не знаете, чего хочет собеседник, не додумывайте — просто спросите.
Помочь решить проблему, не нарушив своих интересов
Помочь человеку легко. Сложно помочь так, чтобы самому получить выгоду. Но если знать, чего он хочет, думается легче.
- — Ну чувак, мне ехать до работы 3 часа, как ты тут поможешь?
- — Офис не перенесу, но могу предложить удаленную работу 3 раза в неделю. Что скажешь?
- — Ок, это круто! Кстати, еще меня не устраивает зарплата.
- — Хм… Возьмешь стажера — подниму.
Сотрудник получает, что хочет, начальник не теряет сотрудника. Начальник не решил проблему полностью, но проявил заботу и подумал, как решить вопрос хотя бы частично. А ведь могло быть и по-другому:
- — Ну чувак, мне ехать до работы 3 часа, как ты тут поможешь?
- — Смешно! Может, мы к вам домой будем ездить, ваше величество?
- — Еще меня не устраивает зарплата.
- — Петя, ты охренел?! Забыл, в каких условиях работаешь? Ты забыл, что мы тебя из стажера вырастили? Ты, считай, был на бесплатном обучении! Давай, иди работай и не мямли!
Мне кажется, что даже если сотрудник уйдет из компании, обоим полезно остаться в хороших отношениях: сотрудник порекомендует знакомых в команду начальника, а начальник сможет поработать с сотрудником в будущем.
Чтобы сохранить отношения, подумайте, как решить проблему собеседника
Бывает, что в голову ничего не лезет и решение не придумывается. Тогда я сам спрашиваю собеседника, как нам обоим выйти в плюс. Главное правило — не задавать закрытых вопросов.
Закрытый вопрос — это тот, на который отвечают либо да, либо нет. Если владелец караоке Василий ответит нет, то Олегу будет сложнее продолжить общение:
Закрытый вопрос не располагает.Открытый вопрос направлен, чтобы придумать варианты решения:
Открытый вопрос располагет.Открытый вопрос — не волшебная таблетка, собеседник может отказать. Но шансы на поиск компромисса повышаются.
При компромиссе собеседники не получают того, что хотели изначально: Олег получит деньги, но как только найдется новый клиент. Василий не потеряет предоплату, но и не получит деньги нового клиента.
Но хорошие отношения сохранены, стресса нет, интересы обоих соблюдены. Они смогут общаться дальше, так как конфликт разрулен, переживать не о чем. Если смотреть вдолгую, то хорошие отношения важнее сиюминутной выгоды.
Главное правило разруливания
Чтобы все сработало, нужно действительно относиться к человеку с уважением и реально хотеть ему помочь. Фальшь моментально считывается, отталкивает и раздражает.
Нельзя прикинуться заботливым, навязывать псевдовыгоду и манипулировать. Человек сразу поймет, что его обманывают. С манипуляторами всегда что-то не так: они говорят штампами, и в них не чувствуется искренности. С такими людьми не хочется говорить, не то что работать.
Конечно, получаться будет не всегда. Может человек будет не в настроении, а может он принципиально не идет на компромисс. Но разговор с позиции уважения всегда повышает шансы на разруливание конфликта без ссоры.
Иногда люди закрываются и не рассказывают настоящих проблем. С такими не получится прийти к компромиссу, потому что наши решения не решают их настоящую проблему. В таком случае, я забиваю и не переживаю, потому что я сделал все, что мог.
Как разрулить конфликт и не поссориться
- Узнать, какую выгоду хочет получить собеседник.
- Придумать решение, при котором вы оба в плюсе.
- Если придумать не удается, спросить у собеседника, как вам обоим выйти в плюс.
- Помогать, но не нарушать своих интересов.